Брак с неверующим?

Что значит «в Господе»? 1Кор. 7:39

γυνη δέδεται εφ’ όσον χρόνον ζη̣ ο ανηρ αυτης· εαν δε κοιμηθη̣ ο ανήρ, ελευθέρα εστιν ω̣ θέλει γαμηθηναι, μόνον εν κυρίω.

Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. (1 Коринфянам 7:39)

Формулировка вопроса

Вопрос о том, с кем могут вступать в брак христиане, сегодня стал особенно актуальным. В церквах, где преобладают девушки брачного возраста, особенно жарко проходят дискуссии о том, позволительно ли христианкам выходить замуж за нехристиан.

1Кор. 7:39 — один из ключевых библейских текстов, который приводят в качестве основания для запрета браков с нехристианами. Поэтому вопросов для толкования тут на самом деле два. Во-первых, действительно ли речь идёт о браке исключительно с христианами? Во-вторых, почему создаётся впечатление, что повеление касается только вдов, но не незамужних девиц?

Главным образом мы будем отвечать на первый вопрос, хотя второго вопроса коснёмся ближе к концу статьи.

Возможные варианты толкования

1. Речь идёт о молитвенном обдумывании вопроса будущего брака.

Например, этой точки зрения, кажется, придерживается Мэтью Генри. Он пишет:

При выборе супруга, при изменении своего состояния надо обращаться к Богу за указанием. Брак только тогда будет благословлен Богом, когда он заключается в Господе, когда вступающие в брак руководствуются страхом Божиим, заповедями Его и действуют по воле Его… Вступление в брак – это такой важный вопрос, что он должен решаться только по тщательном обдумывании, рассуждении и взвешивании всех обстоятельств и при наличии самых вероятных оснований, что брак будет содействовать духовному росту.

Сторонники этой точки зрения не против разрешить брак с иноверцем или вовсе неверующим человеком, если женщина молилась и сверхъестественным образом получила от Господа «одобрение» предстоящего брака. Её будущий муж должен быть не против заповедей Христа и жизни по Его воле, однако требований быть христианином к нему не выдвигается…

2. Речь идёт о браке только с христианином.

Это «классическое» толкование текста, подразумевающее, что выражение εν κυρίω (в Господе) — это дательный падеж сферы. А следовательно сам брак и оба супруга должны быть «погружены» в Христа, что немыслимо, если один из супругов — нехристианин.

Выбранное решение вопроса.

Мы полагаем, что апостол Павел имел в виду второе значение своей фразы. Он не мыслил брака вне Христа, а следовательно христиане должны вступать в брак только с христианами. К этому выводу мы приходим на основании следующих герменевтических принципов

Принцип исторической преемственности.

То есть, кого сочтет для себя подходящим, за того и выйдет, поскольку браки не по доброй воле имеют обыкновение приносить дурные плоды. Только в Господе. То есть, если без подозрения в безнравственности выходит замуж и единоверца в мужья берет, — это и есть выйти замуж в Господе.

Амвросиаст, На Послания к Коринфянам.

Иоанн Златоуст, на первый взгляд, не видит в этих словах апостола повеления выходить замуж только за христианина, но пишет о целомудрии и честности. Однако, не станем забывать, что Златоуст пишет не экзегетическое исследование, а беседу, проповедь, т.е. пытается применить сказанное апостолом к своему времени. А пишет он в то время, когда казалось, что язычество уже побеждено, что в Империи все люди стали христианами, только одни честны и благочестивы, а другие — притворщики. Поэтому Златоуста волнует не то, что будущий муж должен быть христианином, но то, что он должен быть настоящим христианином. Не случайно в конце главы автор пишет о святости и о благодати и человеколюбии Господа Иисуса Христа:

Что значит: о Господе? С целомудрием, с честностью. Эти добродетели везде нужны, и о них должно заботиться; иначе невозможно узреть Бога… должно соблюдать воздержание: «старайтесь иметь мир», говорит (апостол), «и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14). Итак, чтобы нам удостоиться узреть Бога, будем, в девстве ли, в первом ли браке, или во втором, преуспевать в этой добродетели, и мы сподобимся царствия небесного, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Иоанн Златоуст. На 1-е послание к Коринфянам. Беседа 19.

Только в Господе, — т. е. только чтобы она и ее муж новый пребывали в общении со Христом. Значить, вдова может выйти замуж только за христианина.

Толковая Библия преемников Лопухина.

Павел устанавливает одно условие: «только в Господе». То есть, это должен быть брак между христианами.

Баркли. Толкование на 1-е Коринфянам.

…на вдов, которые хотели бы вновь выйти замуж, апостол налагает лишь одно необходимое ограничение: в брак они вправе вступать только с христианами (свободна выйти за кого хочет, но только в Господе, т. е. за того, кто принадлежит Господу).

Дейвид К. Лоури. Толкование на 1-е Коринфянам.

Наставление о том, что вдовы и вдовцы должны жениться только «в Господе», означает, что Павел не одобряет браки христиан с неверующими…

Кинер Крейг. Библейский культурно-исторический комментарий

Т.е. вольна выходить замуж только за верующего. Это касается всех верующих как при первом, так и при повторном браке (см. 2Кор. 6:14-16).

Джон МакАртур. Толквание на 1-е Коринфянам.

Принцип грамматики и лексического анализа

Если говорить о самой фразе εν κυρίωто подобная конструкция встречается в Новом Завете 51 раз. И всегда эта фраза применяется только к верующим людям или христианским реалиям.

В первом послании к Коринфянам, Павел употребляет эту конструкцию ещё 8 раз:

1Кор. 4:17

1Кор. 7:22

1Кор. 9:1

1Кор. 9:2

1Кор. 11:11

1Кор. 15:31

1Кор. 15:58

1Кор. 16:19

Особенное внимание мы бы рекомендовали обратить на фразу в той же главе. 1Кор. 7:22. Где говорится о рабе, как о «призванном в Господе». Ясно, что речь идёт о рабе-христианине.

В подавляющем большинстве случаев фраза εν κυρίω — это местный падеж сферы, обозначающий, что некоторое действие совершается во Христе, т.е. не просто в соответствии с Его волей, но непосредственно в Нём, т.е. Его присутствие как бы пронизывает и субъект и объекты действия.

Так и в нашем стихе явно видно, что брак должен быть совершён как бы в сфере присутствия Господа, супруги должны быть полностью погружены в Него. Т.е. И муж и жена должны находиться в Нём.

Это особенно ясно потому что фраза «в Господе» относится к глаголу γαμηθηναι (вступать в брак). И тут есть один интересный нюанс.

Глагол γαμηθηναι пассивный, т.е. подразумевается, что женщина является не субъектом, а объектом брака. Не она «брачится», а её как бы «брачат» (простите за столь неуклюжие неологизмы) в Господе… Т.е. именно муж берёт себе эту женщину в Господе… Буквально пусть будет «обрачена» в Господе…

Динамически-эквивалентный перевод этого стиха мог бы быть таким: «Она свободна, чтобы на ней женился (только в Господе) тот, за кого она хочет выйти замуж». Фактически акцент тут смещён с женщины, на её гипотетического супруга, это он должен совершить брак с вдовой «в Господе».

Принцип литературного контекста и авторского замысла.

Да и сам авторский замысел, который мы наблюдаем в ближайшем контексте не оставляет нам других вариантов для толкования. Апостол Павел неоднократно говорит о необходимости христиан жить для Господа. Он сетует на то, что брак отнимает массу времени от служения Христу. Именно поэтому Павел советует вовсе не вступать в брак, если это возможно. Павел не руководствуется какими-то сектантскими мотивами, призванными наложить узы на христиан. Его повеления весьма практичны. Кто может лучше всего послужить Господу? Тот, кто не связан узами брака. Кто «на втором месте»? Христианин, который в браке с христианином, они могут вместе послужить Богу. Кто хуже всего может послужить Богу? Тот кто в браке с нехристианином. Даже исходя из чисто практических соображений, Павел бы дал повеление вступать в брак с христианином. Всё должно быть «в Господе», вся жизнь должна быть подчинена интересам Божьего Царства. Некогда тратить время и силы на сглаживание внутрисемейных противоречий: «…время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1Кор.7:29).

Но это только один резон для брака с христианином, на второй (гораздо более важный) резон указывает нам следующий герменевтическй принцип

Принцип аналогии веры и аналогии Писания

Сходную мысль высказывает апостол Павел во втором послании к Коринфянам:

(14) Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?

(15) Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?

(16) Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

(17) И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.

(18) И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

(2 Коринфянам 6:14-18)

14 стих содержит греческое слово ετεροζυγοũντες, переведённое громоздкой фразой «не преклоняйтесь под чужое ярмо». Это греческое слово — классический гапакс (т.е. слово, употреблённое только однажды в некоем корпусе текстов от греч. ἅπαξ λεγόμενον «только раз названное»). И даже складывается впечатление, что это неологизм, изобретённый апостолом Павлом. И как у любого неологизма особенно интересна должна быть его этимология.

В этом новом слове Павел использует корень от греческого существительного «супруги» — σύζυξ (судзукс). Это слово означает буквально — соярёмники (приставка σύ переводится на русский как «со», а слово ζῠγός означает «ярмо») Но апостол Павел меняет приставку, вместо σύ он ставит ἕτερος, что значит «другой». Получается слово ἕτεροζυξ, которое по-русски можно было бы передать неологизмами «разнопруги» или «другопруги».

— Не делайтесь «разнопругами» с неверующими! — Заклинает нас апостол Павел. Вряд ли тут речь идёт о каком-то широком запрете (вроде ведения торговли или бизнеса с нехристианскими партнёрами). Скорее всего речь идёт именно о запрете брака с «неверными», т.е. с неверующими.

Об этом говорит и аргументация апостола. Он доказывает свою мысль и логическими рассуждениями о полной несовместимости храма Божьего с идолами, Христа с Велиаром, света со тьмой. А также он аргументирует своё повеление отсылкой к Ветхому Завету: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас». (2Кор.6:17) А что означало во времена Ветхого Завета «выйти и отделиться из среды» языческих народов. Израиль жил в их окружении, торговал с ними, имел совместные «бизнес-проекты». Но «отделение» заключалось вот в чём:

(12) смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас.

(13) Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их.

(14) ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его—ревнитель; Он Бог ревнитель.

(15) Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;

(16) и не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.

(17) Не делай себе богов литых.

(Исход 34:12-17)

 Т.е. Израиль должен был отделиться от язычников в религиозной сфере и сфере брака.

 Это повеление повторяет в Новом Завете апостол Павел.

 Принцип исследования исторического контекста

 Многие спрашивают, почему повеление «только в Господе» дано только вдовам?

 Павел особенно подчёркивает разрешение вдовицам вступать в брак так как общественное мнение той поры вполне благосклонно относилось ко вторичному браку вдовцов, но для вдовы считалось более приличным оставаться всю жизнь незамужней (см. например Лк 2:36, 37).

Однако строго говоря, этот раздел (1 Кор. 7:8,9; 29-40) относится как ко вдовам, так и к девицам. И заключение этого раздела содержит простую мысль: лучше будет не выходить замуж, ни девицаим, ни вдовам, но если уж выходить замуж, то в Господе…

Однако, Павел особо относит этот принцип к вдовам только потому, что в той культуре замужество девицы весьма редко происходило по её волеизъявлению… К девице очень редко могли быть применимы слова «за кого хочет». В основном девушек выдавали замуж родители, никак не спрашивая мнения дочери, находящейся на выданье… Кроме того, родители жениха и невесты нередко договаривались о браке своих детей, когда те ещё были в младенческом возрасте.

Только вдовы в той культуре были более или менее свободны в выборе своего супруга (потому что родители женщины к тому времени уже, как правило, умирали).

Скорее всего только поэтому, апостол Павел и не ставит слово «девица» в 39 стих. Не потому что девица свободна выйти замуж за неверующего. А потому что девица в принципе почти никогда не свободна выйти «за кого хочет», слишком часто решение о замужестве принимала не она.

Однако история ранней церкви знает примеры, как благочестивые девицы противились браку с язычниками.

Все ранние христианские предания о девицах-христианках наполнены этой идей.

Так святая Петронилла (конец 1-го века), по преданию, была либо дочерью ап. Петра, либо его духовной дочерью. Когда к ней посватался благородный язычник по имени Флакк, она заперлась в башне, три дня постилась и молилась, а на исходе третьего дня умерла. Даже если предание о чудесном Господнем избавлении Петрониллы от замужества — выдумка. Весьма показательно, что агиографическое сознание автора предания однозначно противилось самой идее о вступлении в брак с язычником, отражая верования ранней Церкви по этому вопросу.

Святая Ирина Македонская в конце первого века родилась в семье язычника Ликиния, правителя области Мигдония. Когда отец нашёл ей выгодную партию, отказалась вступать в брак с язычником, чем вызвала сильный отцовский гнев, была избита и только чудом тогда избежала смерти. Отец через некоторое время обратился к Христу.

Потамиена Александрийская пострадала при императоре Септимии Севере (193-211), отвергнув множественные предложения конкубинатного характера со стороны язычников, предпочла мученическую смерть. По той же причине была казнена в 251 году Регина Алезийская.

 Так св. Анастасия старшая (Римляныня) в третьем веке отказалась вступить в брак с язычником и была подвергнута пыткам и казни, а св. Анастасия младшая (Узорешительница) в 4 веке была насильно выдана за язычника, однако наотрез отказывалась вступать в интимные отношения с мужем, ссылаясь на тяжёлую болезнь (оставим на её совести эту ложь, обратим лишь внимание на категорическое нежелание жить в браке с язычником). Муж её, кстати, вскоре умер, а сама Анастасия претерпела мученическую смерть за Христа.

 Святая Агнесса Римская (4в.) так и не согласилась на брак с сыном римского префекта Семпрония и предпочла мученическую смерть отречению от Господа.

 Особо показательна судьба Иулиании Никомидийской, дочери знатного язычника Африкана. В девятилетнем возрасте Иулиания была обручена с неким Елевсием. Подошло время свадьбы. Елевсий уже в то время пребывал в чине градоначальника. Иулиания же стала тайной христианкой, крестилась и решительно отказалась от замужества. Отец сперва уговаривал ее, потом избил, наконец, обратился в суд — а судьей и оказался Елевсий. Он не отказывался от брака, даже просил Иулианию выйти за него, обещал не принуждать ее к перемене веры (видимо, врал). Девушка отказалась. Тогда Елевсий приказал пытать Иулианию и казнить.

 Василисса (Василла, Басилла) Римская (304). По преданию, эта девушка из дома императора Галлиена была с детства помолвлена с сенатором Помпеем. После того, как она уверовала и крестилась, Василисса отказалась выходить замуж за язычника. Сенатор пожаловался императору, император приказал девушке выбирать: замужество или смерть. Выбор был сделан, и девица была обезглавлена.

 Таким образом, мы видим, что для церковного сознания первых четырёх веков брак с язычником был совершенно невероятен. Христиане приравнивали такой брак к идолопоклонству и скорее шли на смерть, чем соглашались осквернить себя.

 Вывод.

 Христиане не должны по доброй воле вступать в брак с нехристианами.

 Ни для кого не секрет, что недостаток потенциальных женихов в современных церквах заставляет некоторых молодых христианок искать спутника жизни среди нехристиан. Но делать этого нельзя ни в коем случае!

 Практические вопросы связанные с решением этой проблемы, выходят за рамки чисто экзегетического исследования. Нам представляется, что для решения этой проблемы церкви должны «наступать» сразу по трём направлениям.

 Во-первых, привлекать в церковь мужчин.

 Во-вторых, занять по вопросу брака с неверующим чёткую позицию и твёрдо, бескомпромиссно наставлять молодёжь в соответствии с ясным Библейским учением.

 В-третьих, научиться помогать одиноким христианам найти себя и своё особое, святое, уникальное, Господом предназначенное место в жизни (не только сугубо церковной, но и в остальном жизненном пространстве — ведь Господу посвящено всё жизненное пространство христианина).

Может быть здесь пригодился бы опыт монашествующих, миссионеров, сотрудников благотворительных христианских организаций.

 Ясно одно, что христианин должен быть целиком посвящён Господу. Если он состоит в браке — в Господа должен быть «погружена» его семья. Если не состоит в браке — это не значит, что он хуже всех. И не нужно ориентироваться на мнение мира сего. С Божьей точки зрения, безбрачный — лучше. Только пусть не зацикливается на себе, но всю свою жизнь посвятит Господу.

Так, глядишь, скорей и до Царства Небесного доживём!

Автор: Павел Бегичев.

Источник : http://pavel-begichev.livejournal.com/714785.html